Нау́чно-иссле́довательское су́дно «Ви́тязь» — советское научно-исследовательское судно (1949—1979); в настоящее время— главный экспонат Музея Мирового океана в Калининграде . На судне расположены экспозиции, посвящённые истории географических открытий и судоходства. Восстановлены многие исторические интерьеры— каюта капитана, кают-компания и другие.
История судна
В 1939 был спущен на воду построенный на верфи «Шихау» в Бремерхафене ( Германия ) грузопассажирский теплоход «Марс». Он был предназначен для рейсов в Испанию и Португалию . Однако этому помешала Вторая мировая война . «Марс» стал военным транспортом. В январе - апреле 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20000 беженцев.
В декабре 1945года по репарациям судно было передано Великобритании , где его перекрестили в «Empire forth» («Вперёд, империя»), однако уже в мае 1946года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР . Судно было приписано к балтийскому пароходству и совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей . Теперь оно называлось «Экватор».
Между 1947 и 1949годами по инициативе В.Г.Богорова и при участии И.Д.Папанина , а также других сотрудников Института океанологии , «Экватор», переименованный в «Адмирал Макаров», переоборудовался в научно-исследовательское судно Академии наук СССР. В 1949 году судно в последний раз сменило название, став «Витязем» в память о двух российских корветах XIX века.
«Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН . С 1949 года в течение 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР . Между 1949 и 1979годами «Витязь» совершил под вымпелом Академии наук 65 рейсов в Тихом , Индийском и Атлантическом океанах, пройдя в общей сложности 800 тысяч морских миль и выполнив 7943 научных стоянок . Самый большой научный вклад судно сделало в области биологических исследований океанских глубин, в частности, открыто 1176 новых видов животных и растений .
Первый рейс «Витязя» в Чёрное море был экспериментальным, после чего судно совершило дальний переход и было приписано к Владивостоку . Сначала исследования велись в Охотском, Японском и Беринговом морях, у Курильских островов, а с 1954 года начались работы в открытом океане— Тихом и Индийском. До начала 1960-х гг. в рейсах судна велись в основном комплексные научные исследования, а затем, когда общая характеристика океана была достаточно проработана, начали проводить тематические экспедиции. Тематические рейсы были биологической, гидрологической, геологической либо геолого-геофизической направленности .
Исследования «Витязя» закрыли множество «белых пятен» на картах подводного рельефа Тихого и Индийского океанов. Были открыты и исследованы, в частности:
- Возвышенность Шатского, возвышенность Обручева, возвышенность Академии наук, возвышенность Института океанологии;
- Восточно-Индийский хребет, хребет Ланка, хребет «Витязя», хребет Ширшова, хребет Богорова, хребет Шокальского;
- Впадина Дерюгина, впадина Тинро;
- Курило-Камчатский жёлоб .
Исследования М.Н.Кошлякова в 40-м рейсе заложили основы новой области науки— синоптической океанологии .
Много научных открытий было сделано в геологических рейсах. В 43-м рейсе на срединно-океанских возвышенностях были открыты скопления фосфоритов нового вида— сильно обогащенные фосфором. 48-й рейс был полностью посвящен исследованию железо-марганцевых конкреций в Тихом океане, найдены неизвестные ранее их типы и крупные скопления на склонах подводных гор. 54-й рейс помимо Тихого океана проводился и в восточный район Индийского океана до Восточно-Индийского хребта, были обнаружены не только новые виды подводного рельефа, включая 22 горы высотой до 3км, но и произведено более 600 снимков дна для последующего изучения, в рамках тектонических работ впервые сделано сейсмическое профилирование у Яванского желоба , Восточно-Индийского хребта, Северо-Австралийской котловины и Западно-Австралийской котловины .
В 1979 году судно завершило свою последнюю научно-исследовательскую экспедицию, прибыв из Новороссийска в Калининград . На высшем уровне рассматривался вариант его установки в Москве к Олимпиаде-80 . Однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. В течение последующих 11 лет велись споры о судьбе заслуженного судна, в то время как сам «Витязь» постепенно гнил и разворовывался, стоя у причала судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде.
В 1992 судно было передано новообразованному Музею Мирового Океана. Два года судно ремонтировалось на заводе, а 12 июля 1994года встало на вечную стоянку у музейного причала в самом центре Калининграда.
В 1999году «Витязь» отметил четырёхкратный юбилей: 60-летие спуска на воду, 50-летие выхода в первый научный рейс, 20-летие «выхода на пенсию» и 5-летие швартовки у музейного причала.
54.706189 , 20.5
«Витязь» |
---|
«Адмирал Макаров», «Экватор», «Эмпайр Форт» ( англ. «Empire Forth» ),
«Марс» ( нем. «Mars» ) |
---|
|
---|
«Витязь» в Калининграде на вечной стоянке
|
---|
Флаг | CCCP |
---|
Класс и тип судна | Научно-исследовательское судно |
---|
Порт приписки | Владивосток (в эксплуатации) Калининград (музей) |
---|
Организация | Музей Мирового океана |
---|
Изготовитель | Бремерхафен , Германия |
---|
Введен в эксплуатацию | 1939 |
---|
Выведен из состава флота | 1979 |
---|
Статус | Музей |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 5740 т |
---|
Длина | 109,4 м |
---|
Ширина | 14,56 м |
---|
Высота | 14,56 м |
---|
Осадка | 5,86 м |
---|
Двигатели | Дизель |
---|
Мощность | 3000 л.с. |
---|
Скорость хода | 14 узлов |
---|
Автономность плавания | 18500 миль |
---|
|
|