«Забияка» ; « Урицкий » с 31 декабря 1922 года ; « Реут » с 6 марта 1951 года ; УТС-22 с 27 декабря 1956 года — эскадренный миноносец типа «Орфей» (первая серия эсминцев типа «Новик» ). Построен по программе усиленного судостроения (т.н. большая судостроительная программа).
История службы
Служба в Российском Императорском Флоте
Зачислен в списки судов БФ 27 октября 1913 года . В ноябре 1913 заложен на стапеле Усть-Ижорской верфи Металлического завода . Спущен 23 октября 1914 года , вступил в строй 9 ноября 1915 год и вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии. .
Участвовал в 1-й мировой войне . До конца 1915 года дважды выходил на минные постановки (3 и 24 декабря). Во время второго похода 24 декабря 1915 года в 5 милях от Маяка Дагерорт подорвался на плавающей мине, получил серьёзные повреждения (разрушена часть борта, днище, половина палубы кондукторского помещения. погибло 12 и ранено 9 человек) и 25 декабря поставлен на ремонт в Ревеле , занявший 9 месяцев. В ходе восстановительного ремонта снят кормовой торпедный аппарат и установлены ещё два 102-мм орудия. 22 августа 1916 года при переходе из б. Монвик в Гельсингфорс потерпел навигационную аварию (касание грунта— отломан руль, конец правого вала с гребным винтом) и вновь встал на доковый ремонт, длившийся до середины 1917 года .
Действовал в Моонзундской операции . 1 октября участвовал в бою с немецкими эсминцами и ЛК «Кайзер» на Кассарском плёсе (одно орудие выведено их строя и одно повреждено, 5 убитых и 4 раненых). После боя ушёл в Рогокюль. 25 октября 1917 года вошёл в состав Красного БФ, участвовал в революции и подавлении метежа Краснова. 10-16 апреля 1918 года участвовал в Ледовом походе, в 1918 году числился в составе морских сил Невы и Ладожского озера, с октября 1918 года по декабрь 1919 находился на долговременном хранении. в октябре 1919 включён в систему внутренней обороны Петрограда.
Служба в между войнами
21 апреля 1921 года вошёл в состав МСБМ, 23 июля 1923— 3 сентября 1924— восстановительный ремонт, 26 октября 1927— 2 сентября 1929— капитальный ремонт . В 1933 в составе ЭОН-1 перешёл из Ленинграда на север, 9 октября 1933 вошёл в состав СВФ (с 11 мая 1937— СФ) , 15 октября 1938— 10 марта 1941— капитальный ремонт в Архангельске на СРЗ «Красная Кузница» .
Финская и Великая Отечественная войны
Участвовал в Великой Отечественной войне: огневое содействие войскам 14-й армии, защита внутренних и внешних морских сообщений, конвоирование судов с припасами. На начало войны организационно входил в состав 1-го ОДЭМ (кроме «Урицкого» в него входили ещё два «Новика»: «Валериан Куйбышев» и «Карл Либкнехт» ). 5 июля 1941 года в Полярном получил повреждения от близких разрывов бомб (вышли из строя поворотные механизмы орудий №3 и 4). 13 июля безуспешно пытался перехватить немецкие ЭМ, которые потопили сторожевые корабли «Пассат» и РТ-67 (совместно с «Валерианом Куйбышевым» , «Громким» , «Гремящим» и «Стремительным» ). 10 августа встретил с сопроводил до полярного британскую ПЛ Trident . 14 августа выставил мины в губе Зубовская. В течение 25 августа совместно с «Куйбышевым» осуществлял охранение плавбазы «Мария Ульянова», буксируя его после попадания торпеды с U-571 и отражая налёты вражеской авиации . В начале октября обеспечивал боевую подготовку ПЛ С-101 , С-102 , К-3 и К-22 .
с 11 ноября 1941 по июнь 1942 находился в Архангельске и Молотовске на плановом ремонте на заводе №402 : установлены противоминная система ЛФТИ, ледовый пояс и усилено зенитное вооружение (добавлены два автомата 70-К ) . С 18 июня 1942 года на заводе «Красная Кузница» у корабля восстанавливали противоледовую защиту и нанесли камуфляжную окраску. Вечером 10 июля вышел на поиски остатков конвоя PQ-17 . Кораблями— в отряд входили также «Валериан Куйбышев» и «Грозный» — был обследован район от м. Святой Нос до 72 параллели и от м. Канин Нос до Новой Земли . Только 22 июля после прохождения м. Канин Нос ими были обнаружены 5 британских и один советский транспорты, которые были отконвоированы до Соломбальского рейда . 18-19 сентября 1942 года был с составе эскорта конвоя PQ-18 , защищая транспорты от атак немецкой авиации. С 29 сентября по 8 ноября стоял в ремонте на заводе «Красная Кузница». 20-24 ноября 1942— операция по оказанию помощи ЭМ «Сокрушительный» (снято 11 моряков) .
8-15 января 1943 года вновь стоял в ремонте по исправлению левого вала и ледовой обшивки. Тогда же была установлена ГАС «Дракон-128с» . 8 марта совместно с «Куйбышевым» встречал ПЛ С-55 и С-56 , завершавших переход с Тихого океана. В дальнейшем основной задачей эсминца становится охрана конвоев. 15-16 октября выходил на поиск вражеских ПЛ в районе Карских ворот . 26 ноября 1943— 30 мая 1944— текущий ремонт у плавмастерской в п. Дровяной. За время войны совершил 139 боевых походов и сбил 3 самолета .
Служба в Послевоенный период
1 августа 1949 вошёл в состав 2-го дивизиона бригады эсминцев СФ. 22 декабря 1950 БЭМ переформирована в 20-ю дивизию ЭМ СФ. Вошёл в состав 122-й БЭМ. 8 января 1951 «Урицкий» исключен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в учебное судно. Затем под названием «Реут» вошёл в бригаду опытовых кораблей и принял участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. Эсминец располагался ближе всех к эпицентру (300 м). При подводном взрыве атомного заряда 21 сентября 1955 года камеры зафиксировали, что «Реут» «подпрыгнул» из воды и мгновенно затонул. Обследование водолазами показало, что корабль лежит на дне, разломившись на три части. 15 апреля 1956 исключен из списков судов ВМФ .
«Забияка» «Урицкий» (с 31 декабря 1922 года) «Реут» (с 6 марта 1951 года)
УТС-22 (с 27 декабря 1956 года) |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия РСФСР СССР (1924—1935) СССР |
---|
Класс и тип судна | эскадренный миноносец |
---|
Порт приписки | Петербург |
---|
Изготовитель | Металлический завод |
---|
Строительство начато | ноябрь 1913 года |
---|
Спущен на воду | 23 октября ( 5 ноября ) 1914 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 9 ( 22 ноября ) 1915 года |
---|
Статус | Потоплен при испытаниях ядерного оружия 21 октября 1955 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1260 т (1700 после модернизации) |
---|
Длина | 98 м |
---|
Ширина | 9,34 м |
---|
Высота | 3,3 м |
---|
Двигатели | 2 паровые турбины «А. Е.Г.Кертис-Вулкан», 4 ПК «Норман-Вулкан» |
---|
Мощность | 30000 л. с. (21,03 М Вт ) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 31,1 узлов максимальная (на испытаниях), 35 по проекту |
---|
Дальность плавания | 1680 миль (21 узел) |
---|
Экипаж | 113 (с марта 1916 года 150, во время Великой Отечественной войны— около 180) человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2 × 102/60-мм , (с марта 1916— 4) |
---|
Зенитная артиллерия | 1 × 1 × 40-мм автомата «Виккерс» (c марта 1916 года заменён на 76,2/30 ) |
---|
Противолодочное вооружение | 10 глубинных бомб (с 1915 года)(20 после модернизации) |
---|
Минно-торпедное вооружение | 4 трехтрубных 457-мм торпедных аппарата (с марта 1916— 3), до 80 морских якорных мин |
---|
|
|