«Зальцбург» («Salzburg»)— сухогруз , построенный в 1922 году в Голландии , на верфи De Groot & Van Vliet для немецкой компании H. Schuldt & Co .
В октябре 1942 года «Зальцбург» был торпедирован , предположительно, советской подводной лодкой М-118 , в результате чего погибло более 2000 человек.
Потопление «Зальцбурга»
С началом Второй мировой войны корабль использовался в качестве военного транспорта. В апреле 1942 года «Зальцбург» через Босфор перешёл в Чёрное море .
22 сентября 1942 года подводная лодка М-118 (командир— капитан-лейтенант Савин Сергей Степанович) направилась на позицию №42 (район мыса Бурнас ) из Поти . Задачей лодки было препятствие вражескому мореходству и потопление его кораблей.
1 октября 1942 года транспорт «Зальцбург» находился в составе конвоя «Южный», вышедшего из Очакова в румынский порт Сулина . В конвой входил также болгарский пароход «Царь Фердинанд» (который через два года, 2 октября 1944 года , был потоплен французской подводной лодкой FS Curie ). После прохождения конвоем траверза Одессы его взяли под охрану румынские канонерские лодки «Локотенент-командор Стихи Эуген» ( Locotenent-Comandor Stihi Eugen ) и «Сублокотенент Гикулеску Ион» ( Sublocotenent Ghiculescu Ion ) и тральщик «MR-7». Воздушное наблюдение за обстановкой вёл гидросамолёт Arado Ar 196 (в некоторых источниках упоминается Cant-501z ) румынских ВВС .
«Зальцбург» шёл с грузом 810 т. металлолома (по другим источникам— вёз уголь ). Кроме того, на его борту находилось от 2000 до 2300 человек советских военнопленных и хиви .
Из-за опасности быть атакованными со стороны советских подводных лодок, постоянно находившихся на дежурстве в этом районе, конвой шёл вблизи берега , а корабли охранения прикрывали его мористее.
В 13.57 в точке с координатами 45.9 , 30.316667 45°54′ с.ш. 30°19′ в.д. / 45.9° с.ш. 30.316667° в.д. (G) (O) у правого борта шедшего вторым «Зальцбурга» раздается взрыв и выше надстройки и мачт взметается столб воды.
Корабли прикрытия начали поиск лодки в сторону моря от конвоя, но безуспешно. В это время капитан «Зальцбурга» получил команду выбросить судно на мель . Однако уже через 13 минут после взрыва корабль садится корпусом на грунт . Над водой остаются только мачты и труба .
«Локотенент-командор Стихи Эуген» продолжил сопровождать болгарский транспорт , а «Сублокотенент Гикулеску Ион» и тральщик приблизились к терпящему бедствие «Зальцбургу».
В это время М-118 , которая во время атаки находилась между берегом и конвоем, начала движение, и взбаламученный винтами илистый след заметили пилоты патрульного самолёта . Когда в штаб поступает сигнал об обнаружении подводной лодки, тральщик получил приказ догнать конвой и охранять его от возможной новой атаки, а «Сублокотенент Гикулеску Ион» направился к месту обнаружения лодки. С воздуха за лодкой охотился немецкий гидросамолёт BV-138 из состава 3-й эскадрильи 125-й разведывательной авиагруппы. После сброса серии глубинных бомб с румынской канонерки доложили о появившихся на воде масляных пятнах и всплывших деревянных обломках.
В 15.45 командир конвоя с канонерской лодки «Локотенент-командор Стихи Эуген» послал очередную радиограмму в штаб , в которой сообщил о том, что «Зальцбург» затонул на мелководье, над водой остались лишь мачты и надстройки , а плохая погода , сильный ветер и волнение на море, а также недостаток спасательных средств сильно затрудняют проведение спасательных работ . Только после этого сообщения в 16.45 немецкие катерные тральщики «FR-1», «FR-3», «FR-9» и «FR-10» были направлены из Бугаза к месту гибели судна, а в 17.32 они сообщили, что «...70 русских висят на мачтах».
Румынское командование военно-морских сил района обратилось к помощи местных рыбаков , которые были подняты по тревоге и посланы в море. Рыбаками было спасено из воды 42 военнопленных.
В 20.00 в порт Сулина вошел болгарский пароход «Царь Фердинанд» и корабли охранения, доставившие часть спасенных, в числе которых было 13 членов экипажа «Зальцбурга», 5 немецких артиллеристов из расчета зенитной установки погибшего судна, 16 охранников и 133 военнопленных.
Катерными тральщиками «FR-1», «FR-3», «FR-9» и «FR-10» были спасены ещё 75 военнопленных.
Всего же на транспорте «Зальцбург» погибло 6 немцев и 2080 советских военнопленных.
Гибель лодки М-118
Тот факт, что «Зальцбург» был атакован именно М-118 , является предположением, так как после прибытия на место станции (а это должно было произойти утром 25 сентября 1942 года ) лодка не подтвердила своё положение по радио , в эфир больше не выходила, а на базу не вернулась.
Официальная версия гибели советской подводной лодки М-118 звучит так— спустя два с половиной часа после атаки у маяка Будаки подводная лодка была обнаружена обеспечивавшим противолодочное охранение конвоя немецким гидросамолётом BV-138 из состава 3-й эскадрильи 125-й разведывательной авиагруппы. Самолёт сбросил на лодку несколько глубинных бомб, а также навёл на нее румынские канонерские лодки из состава охранения конвоя. Эти корабли тоже атаковали лодку глубинными бомбами, что и привело к её гибели .
Зальцбург |
---|
Salzburg |
---|
|
---|
Рисунок с места последнего пристанища корабля
|
---|
Флаг | Германия |
---|
Класс и тип судна | Сухогруз |
---|
Спущен на воду | 1922 |
---|
Выведен из состава флота | 1942 |
---|
Статус | затонул |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1759 т. |
---|
Длина | 85,2 м |
---|
Ширина | 12 м |
---|
Движитель | 1 винт |
---|
|
|