«Жан Жорес» — грузовой теплоход . Транспорт. Вместимость: 3972 брт. Скорость: 10,3 узлов. Длина по ватерлинии 112м. Затонул, подорвавшись на мине 16 января 1942 года при входе в Феодосийский порт .
История постройки
Спущен на воду в июне 1930 года на Северной Верфи в Ленинграде. Назван в честь видного французского социалиста Жана Жореса . В 1931 году вошёл в состав Балтийского пароходства .
До 1941 года грузовой теплоход Черноморского государственного морского пароходства . 27 июля 1941года вошел в состав Черноморского флота .
В составе Черноморского флота
Частично разгрузившись в Феодосии в ночь с 15 на 16 января, «Жан Жорес», опасаясь налёта авиации противника, вышел в море и к вечеру лёг на обратный курс. 16 января 1942 года в 21 ч. 45м при заходе в феодосийский порт теплоход уклонился от фарватера и подорвался на магнитной мине . После нескольких часов борьбы за плавучесть был получен приказ затопить судно. Капитан Г.Н.Лебедев приказал демонтировать радиооборудование и открыть кингстоны . Часть команды была снята катером «Кабардинец» и тральщиком «Геленджик». Сорок человек погибло.
Трубы теплохода «Жан Жорес» долгое время выступали из воды, обозначая место затопления судна. В дальнейшем они были срезаны, а место затопления обозначено буем . Так как надстройки теплохода находятся на глубине всего 6 метров, были случаи столкновения с затопленным судном, лежащем в районе активного судоходства.
Перспективы подъёма судна
В 1978 году рассматривалась возможность поднятия судна. После изучения материалов Керченско-Феодосийской десантной операции и исследования самого объекта водолазами, было принято решение не поднимать «Жан Жорес». В формулировке решения прямо не было сказано о наличии боезапаса, но и не отвергалось его наличие. Как сообщил начальник ОСВОД Феодосии Александр Черноволос «…не подымать из-за возможной детонации возможных боеприпасов…».
По мнению В. Шайдерова , мэра Феодосии до 2008 года, наличие боезапаса на борту затонувшего теплохода имеет очень большую вероятность. В пользу этих предположений косвенно говорят следующие факты:
- шла масштабная десантная операция и для её развития нужны были снаряды;
- теплоход стоял несколько дней под погрузкой в Новороссийске (военная техника грузится быстрее);
- на борту были артиллерийские орудия (7 артиллерийских орудий было выгружено, одно поднято со дна во время обследования, несколько орудий лежит рядом с транспортом и на его борту. Везти орудия и не везти к ним снаряды— это военный нонсенс);
- разгрузка не была завершена (то есть трюмы не были вскрыты)
- в светлое время суток судно ушло в открытое море (обычная практика для транспортов военного времени, перевозящих взрывчатые вещества, чтобы в случае атаки врагом взрыв не произошел в порту. Такой взрыв выведет из строя сам порт и нанесет повреждения в округе);
- до сих пор не опубликованы официальные данные обследований затонувшего судна;
В начале осени 2007 года специальный Керченский морской отряд МЧС провел работы по водолазному обследованию судна «Жан Жорес». Обследование подтвердило наличие военного груза: артиллерийские орудия, снаряды, военную технику .
Капитаны теплохода
- Б.Т. Шульц (БГМП)
- Ф.Ф. Пеньков
- Г.Н. Лебедев
Название «Жан Жорес» также носило судно типа « Либерти », которым командовала Анна Щетинина .
«Жан Жорес» |
|
|
Флаг |
СССР |
Изготовитель |
Северная верфь |
Спущен на воду |
июнь 1930 |
Введен в эксплуатацию |
1931 |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
8300 т. |
Длина |
111,4 м. |
Ширина |
14,8 м. |
Осадка |
8,29 м. |
Двигатели |
дизель Sulzer |
Мощность |
1800 л.с. |
Движитель |
1 винт |
Скорость хода |
10,5 уз. |
Экипаж |
36 |
Регистровая вместимость |
3972 брт |
|
|