«Железняков» (до 1925 года— «Корфу» , до 1939 года— «Петровский» )— эскадренный миноносец типа «Фидониси» , принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик» .
История
История строительства
Зачислен в списке судов Черноморского флота 2 июля 1915 года . Обработка металла для эсминца была начата в корпусном цехе завода Руссуд в Николаеве 23 июня 1915 . Заложен на стапеле 23 мая 1916 года , спущен на воду 10 октября 1917 года . 17 марта 1918 года корабль в недостроенном состоянии (готовность по корпусу составляла 100%, а по механизмам— была неполной ) был захвачен германскими войсками, позднее переходил в собственность войск Украины, Красной Армии и ВСЮР , но в этот период не достраивался. Фактическая достройка корабля началась в ноябре 1923 года , к концу 1924 года она была завершена .
5 февраля 1925 года «Корфу» получил новое название— «Петровский», 10 марта эсминец был предъявлен к заводским испытаниям, а с 25 апреля — к официальным. В ходе испытаний была выявлена ненадёжность дополнительно установленного 37-мм зенитного автомата системы Максима, после первых 3 выстрелов дававшего сплошные осечки (заменён в конце 1920-х годов на вторую пушку Лендера). После осмотра механизмов и устранения дефектов с контрольным выходом в море 10 июня 1925 года на корабле был поднят советский военно-морской флаг , после чего «Петровский» был зачислен в состав Морских сил Чёрного моря .
История службы
В сентябре-октябре 1925 года эсминец «Петровский» нанёс визит в Стамбул ( Турция ) и Неаполь ( Италия ), в сентябре 1928 года — повторный визит в Стамбул . С 5 сентября 1930 по 7 июля 1932 года эскадренный миноносец находился в капитальном ремонте, в ходе которого на корабль были установлены главные и вспомогательные механизмы эсминца «Гаджибей» . В октябре-ноябре 1933 года «Петровский» посетил с визитами порты Стамбул , Пирей и Мессину . 25 июня 1939 года корабль сменил старое название на «Железняков» (в честь героя Гражданской войны Анатолия Григорьевича Железнякова ).
К началу Великой Отечественной войны эскадренный миноносец входил в состав 1-го дивизиона эсминцев и находился в среднем ремонте на Севморзаводе (январь-октябрь 1941).
В составе отряда кораблей огневой поддержки «Железняков» участвовал в обороне Одессы ; с начала ноября— в обороне Севастополя . В середине декабря эсминец «Железняков» был передислоцирован в Новороссийск . 28 - 29 декабря участвовал в высадке десанта в Феодосию , 25 января 1942 года — в высадке десанта в Судак , а с 3 по 4 февраля 1942 года принимал участие в высадке десанта в Евпаторию .
После того, как советские войска оставили Севастополь «Железняков» принимал участие в обороне кавказского побережья. 4 февраля 1943 года участвовал в высадке десанта в районе Станичка-Южная Озерейка. Оборонял Кавказ, принимал участие в обстрелах Анапы . 5 ноября 1944 года в составе эскадры Черноморского флота вернулся в Севастополь .
8 июля 1945 года эскадренный миноносец был награждён Орденом Красного Знамени
18 декабря 1947 года корабль был передан ВМФ Болгарии , но болгарский экипаж очень скоро вывел эсминец из строя. 15 сентября 1949 года корабль был исключён из списков судов Болгарского ВМФ и после возвращения в состав ВМФ СССР был отправлен для ремонта котлов в Севастополь. 8 апреля 1953 года эскадренный миноносец был выведен из боевого состава, разоружён и переформирован в плавказарму ПКЗ-62. 10 июля 1956 года ПКЗ-62 был исключён из списка судов ВМФ и 27 июля расформирован в связи с передачей ОФТИ для демонтажа для реализации. Разделан на металл в 1957 году в Поти на базе Главвторчермета
«Железняков» (до 1925 года— «Корфу», до 1939 года— «Петровский») |
---|
|
---|
|
---|
Эсминец «Железняков» (бывший «Корфу»)
|
---|
Служба: | СССР Болгария |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ СССР |
---|
Изготовитель | Руссуд |
---|
Строительство начато | 23 июня 1915 |
---|
Спущен на воду | 10 октября 1917 |
---|
Введен в эксплуатацию | 10 июня 1925 |
---|
Выведен из состава флота | С 18 декабря 1947 по 15 сентября 1949 — в ВМФ Болгарии, затем возвращён в состав ВМФ СССР; 8 апреля 1953 года выведен из боевого состава с переформированием в плавказарму ПКЗ-62. |
---|
Статус | Исключён из списков флота 27 июля 1956 , разобран на металл в 1957 году . |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1326 т (нормальное), 1795 т (полное) |
---|
Длина | 93,26 м |
---|
Ширина | 9,07 м |
---|
Осадка | 3,2 м |
---|
Двигатели | 2 паровые турбины «Парсонс», 5 котлов «Торникрофт» |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 30,94 узлов (на приёмных испытаниях) |
---|
Дальность плавания | 2050 миль на 19 узлах . |
---|
Экипаж | 136 человек, в том числе 9 офицеров |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4х1 102-мм/60 орудий (боезапас 600 патронов) |
---|
Зенитная артиллерия | С конца 1920-х: 2 76-мм пушки Лендера, 4 пулемёта ДШК (с конца 1930-х) |
---|
Минно-торпедное вооружение | 4х3 457-мм ТА образца 1913 года (14 торпед образца 1910 года или 45-12 ), 80 мин образца 1908 или 1912 годов или 60 образца 1926 года. |
---|
|
|