«Арктик Си» (англ. Arctic Sea, «Арктическое море») — судно типа «Углегорск», лесовоз ледового класса с двойным корпусом. Получило большую известность в связи с похищением в июле 2009 года. История
Судно построено в 1991 году на верфи Sedef в Турции по заказу СССР, изначально получило название «Охотское» в честь села на Сахалине. Оснащено двумя кранами грузоподъёмностью 25 тонн.
На протяжении 2008 и первой половины 2009 года судно занималось лесоперевозкой на линии Финляндия — Алжир.
С 26 июня по 17 июля 2009 года Арктик Си согласно требованию регистра прошло плановое промежуточное освидетельствование с докованием на судоремонтном заводе «Преголь» в Калининграде.
События лета 2009 года
В июле 2009 года судно было похищено. По состоянию на 2009 год цели похищения и другие результаты расследования неизвестны.
Хронология событий в море и сообщений в СМИ
20 и 21 июля Арктик Си, под контролем управляющей компании «Солчарт» (Solchart, Финляндия) и под флагом Мальты, приняло груз и направилось в регулярный рейс из порта Пиетарсаари (Финляндия) в порт Беджайя (Алжир), имея на борту 15 членов экипажа и груз из 6700 м³ пиломатериалов, с расчетной датой прибытия в порт назначения 4 августа.
24 июля в территориальных водах Швеции между островами Эланд и Готланд в Балтийском море судно было атаковано группой людей, объявивших себя представителями шведской полиции. Неизвестные в течение 12 часов обыскивали судно, а затем покинули его либо сохранили под своим контролем. В ходе следственных действий выяснилось, что 24 июля в 23:00 по московскому времени в шведских водах к судну подошла надувная лодка. Пассажиры лодки попросили о помощи, сославшись на техническую неисправность. Однако поднявшись на борт «Арктик Си», осуществили его захват, угрожая оружием.
28 июля Арктик Си при прохождении пролива Па-де-Кале произвело предусмотренный протоколом радиообмен с береговой службой Великобритании. Это был последний подтверждённый радиоконтакт перед исчезновением судна.
С 01:29:19 UTC 30 июля местонахождение и состояние судна Арктик Си неизвестно. Последние переданные АИС координаты Арктик Си 48°57′05.58″ с. ш. 5°39′18.78″ з. д. (G) (O) находятся в западной части Бискайского залива.
О получении 3 августа от неизвестного лица требования о выкупе в размере 1,5 миллиона долларов под угрозой затопления судна и убийства экипажа информировал представитель страховой компании «Группа Ренессанс страхование» Владимир Душин.
В порт назначения Беджайя (Алжир) к заданному сроку 4 августа судно не прибыло. По утверждению береговой службы Испании, Гибралтарский пролив Арктик Си также не проходило.
9 августа в СМИ появились первые сообщения о исчезновении судна, первоначально опубликованное Михаилом Войтенко на сайте издания «Морской бюллетень — Совфрахт».
11 августа директор управляющей компании Solchart Виктор Матвеев заявил, ссылаясь на доклад капитана Арктик Си, что в результате действий неизвестных на судне не работала кнопка подачи сигнала бедствия и отсутствовали сигнальные буи. Владелец судна обратился к правительству России с просьбой оказать содействие в поисках.
12 августа пресс-служба Кремля сообщила, что Президент России поручил министру обороны принять меры по обнаружению Арктик Си.
13 августа представитель Еврокомиссии Мартин Селмайер (нем. Martin Selmayr) заявил, что полученные с Арктик Си радиосигналы свидетельствуют о повторной атаке на судно у берегов Португалии.
14 августа СМИ со ссылкой на береговые службы Кабо-Верде сообщили, что сухогруз замечен у островов Зеленого мыса и что СКР «Ладный» отправляется на его перехват.
15 августа полиция Финляндии опубликовала заявление о начале службами Финляндии, Швеции и Мальты совместного международного уголовного расследования дела Арктик Си по подозрению в захвате заложников и вымогательстве. Расследование будет проводиться в сотрудничестве с Интерполом и Европолом. В расследовании будут задействованы Национальное Бюро Расследований Финляндии, финская таможенная служба, Береговая Охрана и Полиция Безопасности. Директор управляющей компании Solchart Виктор Матвеев отрицал получение от кого-либо требования о выкупе.
17 августа министр обороны России Анатолий Сердюков доложил президенту Дмитрию Медведеву о том, что сухогруз найден в 05:00 GMT в 300 милях от Кабо-Верде, все члены экипажа живы и переведены на российский корабль «Ладный».
18 августа морская администрация Мальты опубликовала опровержение любых заявлений об исчезновении Арктик Си, утверждая, что постоянно располагала сведениями о местонахождении судна, но при этом воздерживалась от их публикации. Морская администрация Мальты также не заявляла о пропаже Арктик Си в официальных «Извещениях мореплавателям». По словам Анатолия Сердюкова, при операции по освобождению сухогруза были арестованы 8 человек, которые его захватили. «Находившиеся на нем 8 человек — не членов экипажа — взяты под стражу», — сказал Сердюков. «Это — граждане Эстонии, Латвии и России. Эти люди поднялись на борт „Арктик си" и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжений», — сказал Сердюков. Затем судно «Арктик си» двигалось по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование".
20 августа Охранная полиция Эстонии заявила, что шестеро из захватчиков являются жителями Эстонии.
Судно было отконвоировано в район Лас-Пальмас, где находилось в нейтральных водах.
Следствие и расследования
В конце августа 2009 года сообщалось, что все восемь обвиняемых в захвате сухогруза не признали себя виновными (Басманный суд Москвы 20 августа 2009 года выдал санкции на арест всех восьмерых подозреваемых: гражданина Эстонии Евгения Миронова, двух россиян — Дмитрия Бартенева и Андрея Лунева, гражданина Латвии Виталия Лепина, не имеющих гражданства Алексея Булеева, Игоря Борисова, Дмитрия Савинса, а также Алексея Андрюшина, гражданство которого не установлено); на допросе, по предъявлении обвинения, они настаивали, что оказались на борту Arctic Sea случайно, спасаясь от шторма, а затем капитан судна отказал им в просьбе сойти на берег в любом европейском порту. Член экипажа, отвечая на вопрос журналистов, почему они не связывались с родными после того, как были доставлены в Москву, сказал: «У нас не было для этого ни денег, ни средств связи. Телефоны остались на борту сухогруза. Лично я первый раз смог связаться со своими, попросив телефон у случайного прохожего на улице. Спасибо, он не отказал.»
8 сентября глава МИД России Сергей Лавров заявил, что в ближайшее время российские власти будут проводить на судне следственные действия, для участия в которых будут приглашены представители Мальты.
14 сентября директор управляющей компании Solchart Виктор Матвеев заявил, что сотрудники российского следственного комитета вплоть до 10 сентября препятствовали доступу на судно уполномоченного судового агента и представителей мальтийской морской администрации. Мальтийская делегация была допущена на судно 11 сентября. Судовой агент управляющей компании доступа на судно не получил и 11 сентября был отозван. Владелец судна заявил о банкротстве.
16 сентября один из членов экипажа сообщил в прессу о том, что российские следователи обнаружили на судне груз сосновой древесины «вместо заявленного в документах более ценного красного дерева». В то же время коммерческий термин redwood (букв. англ. red wood — «красное дерево») означает именно сосновую древесину и не связан с принятым в русском языке именованием «красным деревом» ценной древесины махагони.
17 сентября сообщалось, что Испания не даёт согласия на заход сухогруза в свои территориальные воды; судно с грузом на борту продолжало находиться в открытом море в 17 милях восточнее острова Гран-Канария, входящего в Канарский архипелаг. Также, в сообщении Следственного комитета при прокуратуре России говорилось: «Сегодня российская сторона получила официальную ноту от посольства Мальты в РФ о том, что мальтийская сторона не намерена отправлять своих представителей для участия в передаче судна в порту Лас-Пальмас».
23 сентября владелец оператора судна Виктор Матвеев утверждал, что судно не пускают в порт, потому что там до сих пор остаются военные моряки.
24 сентября власти испанского порта Лас-Пальмаса сообщили, что в швартовке Arctic Sea отказано из-за присутствия на нем российских военных моряков, что затрудняет его правовую идентификацию: «Принимая во внимание то, что судно не имеет государственного флага и не может выполнить ряд предусмотренных международным законодательством требований, мы рассматриваем Artic Sea не как торговое судно, а как плавучий объект, контролируемый иностранными ВМС».
19 ноября 2010 года генеральная прокуратура России передала в суд уголовное дело о нападении на судно.
Официальная российская версия
25 августа 2009 года о ситуации с судном МИД РФ выпустил комментарий № 1272-25-08-2009, в котором сообщалось:
Сухогруз был настигнут сторожевым кораблём российского ВМФ «Ладный»
«Арктик Си» |
«Охотское»
(до 15 ноября 1996)
«Zim Venezuela»
(до 1 июня 1998)
«Alrai»
(до 18 октября 1998)
«Torm Senegal»
(до 30 мая 2000)
«Jogaila»
(до 29 марта 2005)
«Arctic Sea»
|
|
Лесовоз «Arctic Sea»
|
Основная информация
|
Тип |
Теплоход - лесовоз |
Государство |
Барбадос
|
Класс |
КМ(*) Л1 А1 |
Номер ИМО |
8912792 |
Позывной |
8PWS |
Владелец |
Great Lakes Feeder Lines,
Канада
|
Верфь |
Sedef Shipbuilding Industry Inc.,
Стамбул
,
Турция
|
Спущено на воду |
20 декабря 1991 года |
Введено в эксплуатацию |
3 января 1992 года |
Параметры
|
Длина |
97,8м. |
Ширина |
17,34м. |
Высота |
7,0м. |
Средняя осадка |
6,01м. |
Водоизмещение
|
7167 т. |
Технические данные
|
Силовая установка |
6L 35MC (
Дания
)
|
Винты |
1 винт регулируемого шага, 4 лопасти |
Мощность |
3360 кВт |
Скорость |
13,2 уз. |
Экипаж |
15 чел. |
Грузовместимость |
Дедвейт
4706 т.
Объём 2588 м³; 1905 м³.
|
17 августа в Атлантическом океане в 300 милях южнее островов Кабо-Верде. Однако капитан «Арктик Си» неожиданно заявил, что это судно является северокорейским. В этот же день Посольство России в Пхеньяне обратилось к северокорейской стороне на предмет срочной проверки заявления капитана задержанного судна о том, что это — принадлежащее северокорейскому судовладельцу грузовое судно «Чендин-2», направляющееся из Гаваны в Сьерра-Леоне с грузом пальмовых пиломатериалов. Северокорейская сторона прояснила ситуацию и сообщила нам о том, что принадлежащее КНДР грузовое судно «Чендин-2» на момент задержания подозрительного корабля не могло находиться в точке с указанными координатами, поскольку стояло в одном из ангольских портов. С учётом этой информации командованием ВМФ России было принято решение о проведении досмотра судна, в ходе которого подтвердилось предположение о том, что на самом деле это — «Арктик Си». На борт «Арктик Си» поднялась досмотровая группа, обнаружившая на судне 15 членов экипажа (российских граждан) и 8 человек, подозреваемых в захвате сухогруза. Часть членов экипажа и предполагаемые захватчики судна были переведены на борт сторожевого корабля. 18 августа Посольством России в Кабо-Верде было запрошено разрешение на заход сторожевого корабля «Ладный» в территориальные воды Республики Кабо-Верде в районе о. Сал, и в этот же день разрешение было получено. 19 августа около 12.00 часов по местному времени корабль прибыл и встал на рейде у о. Сал. С целью переправить 11 членов экипажа и 8 задержанных с борта сторожевого корабля в Москву для проведения дальнейших следственных действий в аэропорт о. Сал 17 августа и в ночь с 18 на 19 августа прибыли два военно-транспортных самолёта российских ВВС Ил-76. На их борту находилась следственная группа и подразделение военнослужащих РФ. Было получено официальное разрешение МИД Республики Кабо-Верде, и к 19.00 19 августа все восемь задержанных и одиннадцать членов экипажа были переправлены на борт военно-транспортного самолёта российских ВВС. В этот же день в 21.00 и в 22.00 по местному времени военно-транспортные самолёты российских ВВС вылетели в Москву, куда они прибыли в первой половине дня 20 августа. Ночью 20 августа Кабо-Верде покинул и сторожевой корабль «Ладный», который направился в сторону находящегося в дрейфе в Атлантическом океане в 250 милях к юго-западу от Кабо-Верде сухогруза «Арктик Си». На борту последнего находятся четверо членов экипажа для несения вахты и несколько военнослужащих со сторожевого корабля «Ладный» в целях сопровождения. Выявлено, что из числа подозреваемых двое — граждане России, один — гражданин Эстонии, один — гражданин Латвии и четверо не имеют гражданства. Первичный досмотр судна не выявил на нём каких-либо подозрительных грузов. Более подробный досмотр будет произведён в одном из портов по пути следования «Арктик Си». В июне 2010 года в российском суде прозвучала версия о причастности к захвату судна спецслужб Эстонии, в частности их бывшего сотрудника Ээрика Кросса. Прокурор Эстонии заявил, что данная версия не подтверждается, «дезинформацией» назвал данную версию председатель комиссии по делам Евросоюза в парламенте Эстонии Марко Михкельсон 13 января 2012 год Россия объявила в международный розыск бывшего главу эстонской разведки Эрика Кросса. Ему заочно предъявлено обвинение в пиратстве по делу о захвате сухогруза «Арктик Си» . Иные мнения и версииРазличные официальные и иные источники в ходе поисков судна и позже высказывали альтернативные российской версии и предположения о событиях, связанных с похищением судна, роли российских властей и характера груза самого судна: в частности Мореходные власти Мальты 18 августа заявили, что судно «никуда не исчезало». Необычность обстоятельств предполагаемого исчезновения судна были отмечены Комиссией Евросоюза и в СМИ. 19 августа 2009 года бывший командующий Вооружёнными силами Эстонии адмирал Тармо Кыутс (эст. Tarmo Kõuts) сказал (первоначально в интервью эстонской газете «Postimees», повторив в позднейших интервью), что только присутствие крылатых ракет на борту судна может объяснить странное поведение российских властей в течение всего месяца эпопеи; он отметил также: «Как моряк с многолетним опытом, я могу заверить вас, что официальные версии неправдоподобны.» 21 августа того же года российский представитель в штаб-квартире НАТО Дмитрий Рогозин назвал утверждение бывшего эстонского адмирала, представителя ЕС по борьбе с пиратством, о том, что сухогруз мог везти крылатые ракеты для Ирана «фантазиями морехода из Эстонии». Главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко, известный как специалист в области морского судоходства 8 августа 2009 года одним из первых сообщил о пропаже судна. Позже он высказал предположение, что «Арктик Си», наряду с перевозкой легитимного груза, одновременно перевозил оружие для одного из африканских режимов. По его словам, вскоре после того, как он высказал эту точку зрения, ему пришлось покинуть Россию и обосноваться в Турции, а затем в Таиланде в связи с полученными от неизвестных людей угрозами. Михаил Войтенко считает, что провести такого рода масштабную акцию по захвату судна, при которой его невозможно обнаружить, пиратам не под силу. 9 сентября 2009 года Би-би-си, со ссылкой на «высокопоставленный источник, близкий к израильской разведке», сообщила, что Израиль был причастен к перехвату сухогруза Arctic Sea; по данным израильских средств массовой информации, 7 сентября того же года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил тайный визит в Москву и предложил Москве самостоятельно прекратить перевозку во избежание публичного скандала. 12 сентября того же года сообщалось, что министр по делам разведки и атомной энергии Израиля Дан Меридор подтвердил, что израильский премьер Биньямин Нетаньяху совершил 7 сентября визит в Москву, отказавшись раскрыть цель и причины строжайшей секретности; ранее пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков утверждал, что ничего не знает о встрече главы российского правительства с израильским коллегой. В начале октября визит Нетаньяху объясняли тем, что премьер вручил Кремлю список российских учёных, которые, по мнению израильтян, помогали Ирану в создании ядерной боеголовки. 14 сентября 2009 года в СМИ появились конспирологические версии подоплёки пожара в здании штаба войсковой части ГРУ Генштаба России в Тамбове 13 того же сентября, увязывавшие инцидент, в котором погибли некие «документы особой государственной важности», с историей сухогруза Arctic Sea. В начале октября 2009 года газета The Financial Times приводила мнение бывшего офицера ГРУ и эксперта по вопросам безопасности Антона Сурикова, который утверждал, что на судно могло иметь место 2 нападения: первое — у берегов Швеции ночью 24 июля с целью получения доказательств для правительств Британии и США наличия на борту оружия, второе — позже, 1 августа, организованное правительствами названных стран, для дальнейшего закулисного торга между вовлечёнными державами. «Новая газета» от 12 октября 2009 года приводила мнение М. Войтенко: «<…> В истории мирового судоходства ещё ни одно захваченное пиратами и бандитами судно не таскали взад и вперёд на буксире под охраной военных по океану неделями для проведения „следственных мероприятий". Например, освободили судно из сомалийского плена — судно доползает до ближайшего порта, экипаж тут же меняют, делают необходимый ремонт, судно приводят в более-менее нормальное состояние, снабжают всем необходимым, и оно продолжает прерванный рейс. В случае же с Arctic Sea российская сторона, освободив, так сказать, судно, берет его под свою юрисдикцию, окружает железным занавесом секретности и держит в океане месяц с лишним, а вместе с ним и четырёх моряков из экипажа — и уже всем, кроме разве СКП, очевидно, что держат против их, моряков, воли. Несмотря на крики несчастных родственников и призывы общественности. <…> В общем, российская сторона хочет избавиться от судна и спихнуть его судовладельцу, не отвечая за последствия, убытки, ущерб… и в конечном счёте — за свои действия.» Прокурор Верховного суда Испании Хосе Гринда Гонсалес, известный расследованиями деятельности русской мафии в Западной Европе, считает историю с Arctic Sea свидетельством нелегальной торговли оружием на высшем уровне. Состоятельность или несостоятельность версии о торговле оружием с ИраномВерсия о том, на сухогрузе Arctic Sea перевозилось оружие для Ирана может показаться несостоятельной в силу того, что Российская Федерация и Иран имеют морскую границу, поэтому нелегальную торговлю оружием, если она была, проще и безопаснее организовать через Каспийское море. Однако, как показывает практика, возможности судоходства на Каспии и портовые мощности российских и иранских портов крайне ограничены. Иранские порты на южном Каспии представляют из себя рыболовецкие порты или специализированные площадки для приема грузов нефтяных платформ, а не площадки генеральных грузов, необходимые для обработки продукции машиностроения (вооружения). Поэтому большая часть российского грузооборота с Ираном осуществляется по маршруту, по которому и шел Аrctic Sea. Исключениями являются порты Энзели, через который идёт большая часть Российского экспорта леса и металлопроката в Иран и который оборудован кранами грузоподъёмностью до 120 т. и Махачкала, также обладающая развитым портовым хозяйством. Кроме того, существует возможность поставок оружия с Российской военной базы в Армении по суше.
Дальнейшая судьба судна
В феврале 2010 года судно купила канадская компания Great Lakes Feeder Lines, осуществляющая каботажные перевозки между Галифаксом, Монреалем, озером Онтарио и другими портами Канады и США. В апреле 2010 года флаг Мальты, под которым судно ходило у прежнего владельца Malta Arctic Sea Ltd (100 % акций компании принадлежали Solchart), был сменён на флаг Барбадоса.
|