HMAS AE1 — дизель-электрическая подводная лодка типа E. Первая подводная лодка в составе ВМС Австралии. Пропала без вести со всем экипажем 14 сентября 1914 года в районе Восточной Новой Британии (Новая Гвинея), успев прослужить около семи месяцев. История строительства
Заложена 14 ноября 1911 года на английской верфи Vickers Armstrong в Барроу-ин-Фёрнессе. Спущена на воду 22 мая 1913 года, включена в состав Королевского австралийского флота 28 февраля 1914 года. Вскоре вместе с однотипной HMAS AE2 вышла из Англии в Сидней. Обеими лодками командовали офицеры Королевского флота Великобритании, а экипажи были набраны как из британских, так и австралийских моряков. Лодки прибыли в Сидней 24 мая 1914 года.
История службы
После начала Первой мировой войны AE1, которой командовал британский лейтенант-коммандер Томас Бизант (англ. Thomas Besant), вошла в состав Австралийских военно-морских экспедиционных сил, направленных для захвата Германской Новой Гвинеи. Вместе с однотипной AE2 лодка приняла участие в оккупации германских территорий, в том числе в сдаче Рабаула 13 сентября 1914 года.
В 7:00 14 сентября 1914 года лодка вышла из Бланш-бэй (Рабаул) для совместного с HMAS Parramatta патрулирования района вблизи мыса Газель (англ. Cape Gazelle). После 20:00 AE1 не вернулась из патруля и на её поиски вышли несколько кораблей, однако на море не осталось ни следа от пропавшей лодки. Вместе с командиром корабля пропали без вести ещё два офицера и 32 матроса. Исчезновение AE1 стало первой крупной потерей Австралии в Первой мировой войне.
Поиски субмарины
HMAS AE1 |
|
|
HMAS AE1
выходит из Портсмута, 1914 год
|
История корабля
|
Государство флага
|
Австралия
|
Спуск на воду |
22 мая 1913 года |
Современный статус |
Пропала без вести 14 сентября 1914 года |
Основные характеристики
|
Тип корабля |
Дизель-электрическая ПЛ |
Скорость (надводная) |
15
узлов
(28
км/ч
)
|
Скорость (подводная) |
10 узлов (19 км/ч) |
Рабочая глубина погружения |
около 60 м |
Экипаж |
35 |
Стоимость |
105 700
фунтов
|
Размеры
|
Длина наибольшая (по
КВЛ
)
|
55 м |
Ширина корпуса наиб. |
6,86 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
3,81 м |
Силовая установка
|
Дизель-электрическая, двухвальная, 2 дизеля, 1750
л. с.
, 2 гребных электродвигателя, 550 л. с.
|
Вооружение
|
Торпедно-
минное вооружение
|
4 × 457-мм ТА (1 носовой, 2 в
миделе
, 1 кормовой)
|
В ноябре 2003 года «Морской музей Западной Австралии» совместно с Australian Broadcasting Corporation предпринял безуспешную попытку найти пропавшую субмарину. Поиски велись в районе островов Дьюк-оф-Йорк.
В феврале 2007 года ВМС Австралии предприняли новую попытку найти субмарину. На поиски пропавшего корабля отправили гидрографические суда Benalla и Shepparton. Район поисков был выбран с учётом сведений, накопленных за последние 30 лет. 1 марта Benalla с помощью сонара обнаружило на дне объект, размерами и формой напоминавший подводную лодку. Прибывший позднее для идентификации находки тральщик Yarra установил, что найденный объект — обломок скалы.
|