HMS Panther (1758) — 60-пушечный корабль четвёртого ранга. Третий корабль Королевского флота, названный Panther. Заказан 25 мая 1756 года. Получил название приказом Адмиралтейства от 3 августа 1756 года. Спущен на воду 22 июня 1758 года на частной верфи Martin & Henniker в Чатеме. Достроен в 3 сентября 1758 года на королевской верфи там же. Служба
Семилетняя война
1758 — июль, вступил в строй, капитан Молине Шулдам (англ. Molineux Shuldham); 13 ноября ушел на Подветренные острова.
1759 — в конце года вернулся в Портсмут; киль обшит медью.
1760 — капитан Филип Аффлек (англ. Philip Affeck). 6 января вместе с HMS Norfolk (74), покинул Спитхед, пошел в Ост-Индию, где французский Пондишерри осаждал с суши подполковник Кут (англ. Coote) и блокировал с моря контр-адмирал Стивенс (англ. Stevens).
1761 — 1 января в Пондишерри потерял все мачты во время урагана; так же пострадали HMS America, HMS Medusa и HMS Falmouth, другие были выброшены на берег или затонули. Было потеряно 6 кораблей, около 1100 человек погибли. Через три дня блокада возобновилась, ее усилил контр-адмирал Корниш, и 16 января французы сдались. Май, коммандер Уильям Ньюсон (англ. William Newson).
1762 — военно-полевым судом 24 августа Ньюсон снят с командования; временно назначен коммандер Джордж Урри (англ. George Ourry); с 1 августа участвовал в экспедиции против Манилы; с октября временно лейтенант Хайд-Паркер; он был капитаном Norfolk , но вскоре после прибытия в Ост-Индию тот был выбран адмиралом Корнишем в качестве флагмана. Паркер перешел сперва на HMS Grafton, а затем на Panther. 4 октября Panther с фрегатом HMS Argo (капитан Кинг) был отделен контр-адмиралом Корнишем для поиска испанского галеона, приход которого ожидали в Маниле. 31 октября совместно с Argo взял галеон из Акапулько Santisima Trinidad; ноябрь, и. о. капитана коммандер Джон Лири (англ. John Leary).
Письмо вице-адмирала Корниша к м-ру Кливленду:
Манильская бухта, 10 ноября 1762.
В своем письме от 31-го октября я осведомил вас, что послал капитана Паркер с Panther и Argo в поисках галеона St. Philippina из Акапулько, направлявшегося в Манилу.
7-го сего месяца капитан Кинг на Argo вернулся с письмом от капитана Паркера, уведомляющим меня, что согласно моему приказу, в погоне за St. Philippina 30 октября, достигнув долготы острова Капул, при входе в Эмброкадеро, где Арго встал на якорь (что и он намеревался сделать в ту ночь), под конец дня он обнаружил парус и, идя на север, в восемь вечера увидел преследуемого, около двух лиг с подветра, но к несчастью, по быстроте противного течения, в которое вошел песледуемый, оказался среди Нарраго, под угрозой гибели, и был вынужден встать на якорь; фрегат с опасностью для себя продолжил погоню и около двух часов вступил в бой, но был так побит, что капитан Кинг был вынужден привести к ветру для исправления повреждений. К этому времени течение ослабло, что позволило капитану Паркеру снова встать под паруса, не упуская преследуемого из виду; около девяти утра они поравнялись, и после двухчасового обстрела с дистанции половины мушкетного выстрела тот спустил флаг. Противник оказал небольшое сопротивление, в надежде на толщину бортов своего корабля, которые ядра с Panther были не в состоянии пробить, кроме надстроек. Капитан Паркер был не менее разочарован, чем удивлен узнать, когда генерал прибыл на борт, что вместо St. Philippina он взял с боем Santissima Trinidad, который 1 августа вышел из Манилы в Акапулько, и отошел на 300 лиг к востоку от Эмброкадеро но, встретив жестокий шторм, потерял мачты и повернул обратно для ремонта; на борту было 800 человек, порты прорезаны для 60 пушек, но когда капитан Кинг начал с ним бой, были установлены всего 6, а в момент захвата всего 13; его осадка 33 фута, по размерам он гораздо больше, чем Panther. Я не могу утверждать какова полная стоимость грузов, но зарегистрировано их на сумму полутора миллионов долларов, а весь он, как говорят, стоит три миллиона.
Капитан Кинг оставил Panther с призом на якоре около трех лиг к югу от Коррегидор, в устье сей бухты, и я послал на усиление людей с катерами и верпами, и надеюсь очень скоро поставить его в безопасном месте.
Остаюсь, и проч. и проч., С. Корниш
Оригинальный текст (англ.)
1763 — февраль, и. о. капитана лейтенант Уильям Херон (англ. William Heron); май, лейтенант Джон Матисон (англ. John Mathison).
Межвоенная служба
1764 — 4 января умер лейтенант Джон Матисон; назначен лейтенант Энсли Браун (англ. Annesley Brown); 3 апреля помещен под арест, вместо него и. о. снова Джон Лири; вернулся в Англию; июль, выведен в резерв и рассчитан.
1765 — лейтенант Браун снят с командования военно-полевым судом 7 июня; корабль прибыл в Спитхед 12 июня; обследован в доке 2 сентября; с декабря капитальный ремонт в Чатеме по июнь 1768; капитан Джон Тинкер (англ. John Blaydon Tinker); 1 июля офицеры Panther предстали перед военно-полевым судом по обвинению капитана. Вина первого и второго лейтенантов была полностью доказана, и они были уволены от службы. В случае третьего лейтенанта вина была частью доказана, и ему был объявлен выговор. Мастер был оправдан.
1766 — 25 марта уже капитан Тинкер предстал перед военным судом на борту HMS Superb в Спитхеде по обвинениям, относящимся ко времени его командования HMS Medway в Ост-Индии. Он был c честью оправдан.
1771 — январь, введен в строй, капитан Джордж Гейтон (англ. George Gayton), под брейд-вымпелом капитана Джона Байрона; 14 июня ушел на Ньюфаундленд.
1772 — февраль, капитан Омманни (англ. Cornthwaite Ommanney), под брейд-вымпелом капитана Шулдама; 27 мая ушел на Ньюфаундленд.
1773 — 29 мая снова на Ньюфаундленд. Шлюп HMS Dispatch, направленный в Англию с новостями об урагане, налетевшем на Вест-Индию 31 августа, затонул в Атлантическом океане. Его команда была спасена Panther который, к счастью, встретил его на переходе от Ньюфаундленда.
1774 — выведен в резерв в декабре.
Американская революционная война
Малый ремонт и оснащение Портсмуте с июня по декабрь 1777 года.
1777 — введен в строй в сентябре, капитан Джон Харви (англ. John Harvey, командовал до 1781 года); 29 декабря ушел в Средиземное море.
1779 — флагман вице-адмирала Роберта Даффа с начала осады Гибралтара.
1780 — август-октябрь, ремонт и обшивка медью в Портсмуте; 30 ноября ушел на Подветренные острова. Покинул Англию с контр-адмиралом Худом 29 ноября. Эскадра включала семь кораблей, в том числе HMS Gibraltar (80), HMS Invincible (74), HMS Princessa (70), HMS Panther (60), и фрегат HMS Sybil (28), и сопровождала большой конвой из более чем 100 торговых судов и транспортов с 2000 войска и припасами, предназначенный для ремонта флота вице-адмирала Родни, который сильно пострадал во время урагана в октябре. Корабли Худа также отчасти заменили 13 кораблей Родни, потерянных в ураган.
1781 — 7 января прибыл на Барбадос; 3 февраля был при острове Св. Евстафия; 4 февраля перехватил голландский конвой, на следующий день совместно с HMS Monarch взял 60-пушечный голландский Mars; 28 января Родни стало известно, что Великобритания находится в состоянии войны с голландцами, и он получил указание атаковать острова Св. Евстафия (Синт-Эстатиус) и Сен-Мартен. 3 февраля флот появился у островов и потребовал немедленной капитуляции от ничего не подозревающих жителей. Более 150 торговых судов были взяты в гавани, а Monarch (капитан Фрэнсис Рейнольдс), Panther и Sybil (капитан лорд Чарльз Фицджеральд), были отправлены в погоню за голландским конвоем, вышедшим два дня назад. Корабль голландского адмирала Mars был обнаружен рано утром 4 февраля и после короткого боя с Monarch и Panther, когда Sybil зашел ему справа по носу, он сдался, как и «купец» вместе с ним. Голландский адмирал, Виллем Крулль, был смертельно ранен. Остальные суда конвоя, не зная о войне, легли в дрейф вместо того чтобы рассыпаться, и также были взяты в качестве призов.
1782 — капитан Томас Пирси (англ. Thomas Piercy); с мая капитан Роберт Саймонтон (англ. Robert Simonton), флагман вице-адмирала Френсиса У. Дрейка в Даунс; июль, с эскадрой Рива (англ. Reeve) Бискайский залив; 23 июля отбил у французов куттер Pigmy; 11 сентября с флотом адмирала Хау вышел на снятие осады с Гибралтара; 20 октября был при мысе Спартель.
1783 — флагман вице-адмирала Марка Милбанка в Плимуте, затем выведен в резерв.
1787 — приказом Адмиралтейства от 13 декабря назначен к переделке в госпитальное судно «для службы при заморской эскадре».
1788 — вместо этого 29 августа превращен в блокшив в Портсмуте.
Наполеоновские войны
1807 — март, плавучая тюрьма в Плимуте; апрель-август, лейтенант Томас Шервин (англ. Thomas Sherwin).
1809 — лейтенант Ричард Фолкленд (англ. Richard Falkland).
1810 — лейтенант Джилл (англ. Gill), ноябрь, лейтенант Джозеф Харрисон (англ. Joseph Harrison).
1813 — отправлен на слом и разобран.
|