HMS Royal George (1756) — 100-пушечный линейный корабль первого ранга. Третий корабль Королевского флота, названный в честь королей Георгов Ганноверской династии. Перевернулся и затонул в Спитхеде в 1782 году. Постройка
Заказан 29 августа 1746. Заложен в Вулвиче в 1746 как Royal Anne, переименован в ходе постройки. На момент спуска, 18 февраля 1756 был самым большим кораблем в мире.
Служба
Участвовал в Семилетней войне, входил в Западную эскадру Флота Канала (адмирал Эдвард Хок). Бо́льшую часть 1759 года провел в блокаде Бреста. В ноябре этого года флагман Хока HMS Ramillies встал в док на ремонт. Адмирал перенес флаг на Royal George. Он и был флагманом при Кибероне, где потопил французский Superbe.
С 1763 по 1778 год был в резерве, в консервации. В 1778 снова вошел в строй и принял участие в Американской Войне за независимость. В январе 1780 участвовал в Битве при лунном свете.
Гибель
28 августа 1782 под флагом Ричарда Кемпенфельдта стоял на якоре в Спитхеде, готовясь к походу в Гибралтар в составе флота адмирала Хау. Royal George был закренен на левый борт с помощью смещения груза, для работ на подводной части. Порты гон-дека были открыты, и волна время от времени заплескивала в них, накапливаясь в палубе, уменьшая таким образом остойчивость. При приложении дополнительного кренящего момента от приема припасов на тот же борт корабль накренился дополнительно, края нижних портов ушли в воду, от чего он окончательно потерял остойчивость, опрокинулся и затонул. Из-за малой глубины в месте стоянки, мачты и рангоут оставались над водой. С кораблем погибло более 900 человек, включая контр-адмирала, работавшего в своей каюте, и до 300 женщин и 60 детей, гостивших на борту. Около 230 человек спаслись, часть на мачтах, часть добрались до берега.
Погибшие, выброшенные на берег, были похоронены в братской могиле на острове Уайт. В 1956 году на месте захороненеия была установлена, и в 2006 переустановлена, памятная доска.
Катастрофа Royal George была использована А. Н. Крыловым в 1904 году для аналогии в разборе аварии при достройке броненосца «Орел» в Кронштадте. Он дает несколько иную версию событий:
Когда... вахтенный офицер сказал командиру корабля, что корабль пора спрямлять, тот приказал спрямлять после подъема флага. Высвистанная для построения команда разбегалась по местам по левому, низкому борту, чем еще больше накренила его.
В официальной версии, принятой флотской комиссией сразу после гибели, ее причиной названо подгнивание корпуса и как следствие катастрофическая потеря прочности при наклонении.
Ройял Джордж |
HMS Royal George |
|
HMS
Royal George
, резьба по моржовому клыку
|
Основная информация
|
Класс судна |
линейный корабль 1 ранга
|
Тип парусного вооружения |
Трёхмачтовый
корабль
|
Тип судна |
100-пушечный корабль,
уложение 1745 года
|
Государство флага
|
Великобритания
|
Принадлежность |
Королевский флот
|
Верфь |
королевская верфь,
Вулвич
|
Строительство начато |
8 января
1747
|
Спущен на воду |
18 февраля
1756
|
Введён в эксплуатацию |
октябрь
1755
(до спуска)
|
Выведен из состава флота |
затонул
29 августа
1782
|
Параметры
|
Водоизмещение
|
2047
тонна
|
Длина по
гондеку
|
178
футов
(54,3
м
)
|
Длина по
килю
|
143 фт 5,5
дюйма
(43,7 м)
|
Ширина
по
мидельшпангоуту
|
51 фт 9,5 дм (15,8 м) |
Глубина интрюма |
21 фт 6 дм (6,6 м) |
Силовая установка |
Паруса
|
Вооружение
|
Общее число орудий |
100 |
Орудий на гондеке, калибр |
28 × 42-
фунтовых
пушек
|
Орудий на мидельдеке |
28 × 24-фн пушек |
Орудий на опердеке, калибр |
28 × 12-фн пушек |
Орудий на шканцах |
12 × 6-фн пушек (после перевооружения) |
Орудий на баке |
4 × 6-фн пушки |
|