Корабль Его Величества «Свифт» (англ. HMS Swift) — экспериментальный паротурбинный «суперминоносец» предшественник классических эскадренных торпедно-артиллерийских кораблей британского флота. Спроектирован в полном соответствии с концепцией, утверждённой лично адмиралом Д. Фишером, занимавшим в 1904÷1910 годах пост Первого морского лорда, который считал, что «малые крейсера» теряют свои боевые качества в штормовую погоду, вследствие снижения эффективности применения своей артиллерии. Согласно взглядам Фишера, английский флот должен был состоять из линкоров-дредноутов, линейных крейсеров и крупных миноносцев обладающих высокой мореходностью и скоростью хода.
Корабль был заложен в 1906 году, завершён постройкой в 1907 году, в 1908 году — вступил в строй. Имея главные размерения: 105,2×10,4×3,2 м, нормальное водоизмещение — 1800 тонн, стандартное водоизмещение — 2170 тонн, полное водоизмещение — около 2400 тонн, четыре паротурбинных двигателя, общей мощностью 30000 л.с. (обеспечивающих ему наибольшую скорость — 36 узлов, дальность плавания 1000 миль при скорости 33 узлов и запасе топлива — 180 тонн.), нёс четыре 1-102-мм орудия и два однотрубных 450-мм торпедных аппарата (в русской и советскойой литературе указывался калибр английских торпед — 457 мм, но фактически он составлял 17,7" — 450 мм.) (позднее заменены на 533-мм). Однако, несмотря на то, что «Свифт» значительно превосходил по огневой мощи современные ему стандартные английские «дестроеры», он оказался неудачным кораблём, его вооружение было признано слабым для его размеров, и хотя мощные турбины обеспечивали контр-миноносцу ход до 35 узлов, его радиус действия оказался весьма ограниченным, а высокая стоимость не позволяла рассчитывать на серийную постройку. В итоге, попытка англичан совершить резкий качественный скачок в развитии минно-торпедных кораблей не удалась и «Свифт» превратился в «белого слона» британского флота. Конструктивно-компоновочные решения впервые реализованные англичанами в этом пректе, были взяты за основу русскими кораблестроителями, при проектировании в 1907 году первого паротурбинного, в то время ещё «минного крейсера» — «Новик». Был выявлен основной недостаток английского проекта — чрезмерно большие габариты паро-турбинной энергетической установки и угольное отопление котлов, ограничивающих по массе возможность установки более мощного вооружения. В этой связи, все русские эсминцы — «Новики», в русском флоте, неофициально именовались как «эсминцы английского типа». Тем не менее, с 1912 года «Свифт» неофициально считался «лидером 4-й флотили миноносцев». С началом Первой мировой войны, этот корабль явился первым в английском флоте и в мире, официальным представителем подкласса «лидер флотилии миноносцев» (англ. Flotilia Leader). От лидеров более поздней постройки, «Свифт» отличался более высоким и поэтому хорошо заметным силуэтом.
«Свифт» |
---|
HMS Swift |
|
---|
|
Основная информация
|
---|
Государство флага
|
Великобритания
|
Верфь
|
Cammell Laird
| Строительство начато | 1905 год | Спущен на воду | 7 декабря 1907 года | Введён в эксплуатацию | август 1910 года | Современный статус | Продан для утилизации 9декабря 1921 года |
Параметры
|
---|
Технические данные
|
---|
Скорость
| 34 узла |
Экипаж
| 138 человек |
|